"Живут в строптивости, перекликаются волчьим воем" |
Мы почему-то привыкли к мысли, что древние славяне только и делали, что землю пахали и идолам поклонялись. А это были лихие и безжалостные воины. Недаром древних славян боялись все соседи.
Первые серьезные письменные источники о наших далеких предках относятся к VI веку. Тогда славянские племена взялись воевать с могучей Византийской империей — да так, что тамошние историографы не могли об этом не поведать "Они принялись убивать пленных". Приступая к изучению дошедших до нас материалов, сразу сталкиваешься с явным противоречием. Так, византийский придворный летописец Прокопий Кесарийский, описывая новых врагов империи, отмечает: "Вступая в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют ни плаща, ни хитона..." Похожую оценку неприятелю дает византийский полководец Маврикий: "Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые и щитами крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными ядом". Итак, основной ударной силой славян, по единодушному мнению древних авторов, была пехота. Однако трудно представить, как это убого экипированное, практически полуголое и к тому же пешее воинство могло быстро и глубоко проникать на территорию оборонявшегося государства и громить армию империи, вполне справедливо претендовавшей тогда на роль сверхдержавы. Современник позорных поражений недоуменно сетовал: "И они выучились воевать лучше, чем ромеи (византийцы), они, люди простые, которые не осмеливались показаться из лесов и не знали, что такое оружие, кроме двух или трех лонхидиев (метательные копья — Ред.)" Разделяя подобное изумление, попробуем пролить свет на эту загадку.
Главное, что славяне в совершенстве овладели военными хитростями. Это отмечают чуть ли не все древние авторы: "ведь эти варвары искуснее всех умеют сражаться в труднодоступной местности", а нападения на противника любят устраивать "в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями..."
Прекрасное описание этой тактики дошло до нас в "Истории лонгобардов "Павла Диакона, где говорится о нападении славян на герцогство Беневентское, а это ни много ни мало Италия. Диакон отмечает, что славяне устроили свой лагерь на берегу, окружив его скрытыми ямами. Местный герцог Айо, бросившийся с дружиной в атаку, упал в такую яму вместе с конем и был убит.
Еще более трагическая судьба ждала Лигурийского герцога. Дабы снискать себе славу победителя славян, он не придумал ничего лучше, как подкупить некоторых из них, чтобы организовать нападение... на собственную страну! Желание честолюбца исполнилось — небольшой отряд славян, перейдя рубеж, разбил лагерь на господствующей высоте. Когда войско амбициозного герцога с ходу атаковало славян "в лоб", они, "сражаясь больше камнями и топорами, чем оружием", перебили почти всех.
Герцогу стоило бы заранее ознакомиться с трактатом "Стратегикон" того же Маврикия, который предупреждал: нападать на славян нужно не только с фронта, но и с других сторон, а если, "занимая более укрепленное место и будучи защищенными с тыла, они не допускают возможности для того, чтобы подвергнуться окружению или нападению с флангов либо с тыла, необходимо одним устроить засаду, а другим изобразить бегство на виду у них, чтобы, охваченные надеждой на преследование, они оставили укрепление".
Трактат византийского полководца косвенно подтверждает, что у наших древних предков существовали и своя тактика, и определенное боевое построение, ведь у беспорядочно бьющейся толпы варваров не могло быть ни фронта, ни флангов. Судя по всему, у них была хорошо организованная армия, так что воевать с ними было далеко не просто. Даже византийцы, до тонкостей изучившие славянские военные привычки, не всегда добивались успеха. Так, под Адрианополем большое войско императора Юстиниана не смогло выманить славян из их укрепленного лагеря на горе, а штурм обернулся полным разгромом.
Славянская армия никогда не действовала шаблонно. Если у опустошавших имперские земли славян не было времени или условий для создания стационарных укреплений, они строили оборону иначе.
Сохранилось описание того, как тысяча византийских солдат натолкнулась на 600 славян, возвращавшихся из набега с большой добычей. Огромное множество повозок везло трофеи и пленников. Источник (Феофилакт Симокатта) сообщает: "Как только варвары увидели приближающихся ромеев, они принялись убивать пленных. Из пленников - мужчин были убиты все, способные носить оружие". Шаг жестокий, но оправданный с военной точки зрения. Затем славяне составили укрепление из повозок, в середине поместив детей и женщин. Византийцы долго не решались пойти в рукопашную: они боялись дротиков, которые славяне метали в коней. Когда же ромеи все-таки стали разрушать укрепление, славяне вырезали поголовно всех оставшихся пленных, — женщин и детей.
Но оставим в стороне шокирующий факт хладнокровной резни. Для нас важно то, что уже в древности славянские воины в совершенстве владели приемами сооружения укреплений из повозок. Достаточно вспомнить "вагенбурги" чешских гуситов или казачьи курени, чтобы понять: ценный тактический прием пережил века. А вот древнеславянская техника осады, увы, со временем была забыта. Между тем когда-то ей могли позавидовать и римские легионеры. Описывая осаду несколькими славянскими племенами города Фессалоники, византийский хронист пишет: "Они подготовили гелеполы (осадные башни на колесах), железных "баранов" (тараны), огромнейшие камнеметы и "черепах" (укрытия для пехоты), покрытых для защиты от огня шкурами свежеободранных быков". Более того, в осаде был активно задействован флот — связав попарно свои корабли в некоторое подобие к атамаранов, славяне и на них ухитрились поставить метательные машины! Приступы начинались с боевого клича — "единодушно издали вопль, что земля затряслась". После такой психологической обработки противника войска, разделенные по типу вооружения: копьеметатели, щитоносцы и мечники,— шли в атаку, поддерживаемые огнем лучников, чьи стрелы хронист поэтично сравнивает с "зимней пургой" или "снежными облаками". Невольно кажется, что описываются слаженные действия римских легионов, но речь-то идет о варварах, которые чуть ли не вчера выбрались из своих лесных дебрей!
Благодаря военному мастерству славяне в древности одерживали многочисленные победы над профессиональными частями византийцев. Тут интересно вот что: невозможно вести успешные захватнические войны, опираясь исключительно на умение обороняться и осаждать. Кто-то должен был сначала атаковать! Между тем автор, описавший осаду Фессапоник, отметил наличие у славян отборных воинов, которые, собственно, и начинали "звериное нападение" в "зверином безумии" без поддержки основных сил.
Такие воины были и у скандинавов. Их называли берсерками (воины в медвежьих шкурах), и они имели обыкновение перед боем "злобно выть и кусать свой щит", впадая, таким образом, в боевой транс, как считается, не без помощи грибов-галлюциногенов, что позволяло им мобилизовать в критический момент психо-физические резервы организма. Выглядело это довольно жутко. (Кстати, подобные превращения описаны и в кельтском эпосе. Вот как преображается перед схваткой герой ирландских саг Кухулин: "Все суставы, сочленения и связки его начинали дрожать... Его ступни и колени выворачивались... Все кости смещались, и мускулы вздувались, становясь величиной с кулак бойца. Сухожилия со лба перетягивались на затылок и вздувались, становясь величиной с голову месячного ребенка... Рот растягивался до ушей..." Возникает впечатление, что сага подробно описывает превращение человека в зверя.)
Но вернемся к древним славянам. У Прокопия Кесарийского сохранилось яркое описание способностей и привычек звероподобных "гвардейцев"- славян, воевавших не числом, а умением. Итак: "Войско склавинов численностью не более чем три тысячи перешло реку Истр (Дунай); перейдя сразу и реку Гебр (совр. река Марица в Болгарии. Ред.), они разделились надвое. Архонты римского войска в Иллирике и Фракии, вступив в бой и с теми, и с другими, потерпели поражение. А когда полководцы позорно бежали от обоих варварских станов, хотя те сильно уступали им в численности, одно вражеское подразделение схватилось с Асвадом. Был этот человек телохранителем императора Юстиниана и командовал многочисленными и отборными отрядами конницы.
И их склавины опрокинули безо всякого труда, Асвада же в тот момент взяли живым, а потом сожгли его, бросив в пламя костра, предварительно из спины этого человека нарезав ремней. Сотворив это, они взяли осадой множество крепостей, хотя раньше они не штурмовали стен. Те, которые победили Асвада, дошли до моря и штурмом захватили город Топир, хотя он имел воинский гарнизон". Любопытно, что эти воины не нуждались в какой-либо осадной технике для взятия укреплений. Взятие Топора наглядно может проиллюстрировать их тактическую смекалку и физические способности: оставив ударные силы в засаде, небольшая группа варваров раздразнила начальника гарнизона возможностью легкой победы. Покинувшие город солдаты были вырезаны, не успевшие опомниться горожане были сметены со стен тучей стрел, славяне на веревках взобрались на парапет и... Здесь уместно вновь вернуться к источнику: "Всех мужчин, числом до 15 тысяч, они тут же убили, а детей и женщин обратили в рабство. Впрочем, вначале они не щадили никакого возраста, но убивали поголовно всех. Убивали же не мечом, не копьем и не каким-либо другим привычным способом, но, крепко вбив в землю колья, с большой силой насаживали на них несчастных. Кроме того, вкопав в землю четыре толстых столба, привязывая к ним руки и ноги пленных, а потом, непрерывно колотя дубинами по голове, варвары эти убивали людей наподобие собак... А иных они, запирая в сараях... безо всякой жалости сжигали".
Но вот что странно. С одной стороны, перед нами "профи", легко расправляющиеся с элитными имперскими частями, с другой, — стая опьяненных кровью головорезов, практически не заботящихся о своей выгоде (за одного Асвада можно было получить неплохой выкуп). Это странное противоречие исчезает, если понять, с кем именно не повезло столкнуться императорскому телохранителю.
Здесь мы подходим к самому интересному моменту, так как в многочисленных источниках лучшие славянские отряды именуются не просто звериными, но определяются как "волки". И тут стоит вспомнить мифологию, в первую очередь индоевропейских народов. Из неведомых глубин первобытности до сегодняшних дней дошли мифы об оборотнях, напрямую связанных у славян с загадочным культом волка. Вероятно, почитался как тотемный предок, родоначальник племени. Возглавлявший племя вождь должен был обладать способностью воплащаться в своего тотемного зверя (Подобные религиозные представления существовали в древност многих индоевропейских народов, в частности балтов, германцев, кельтов, индоиранцев и др.) Любопытно, что берсерков тоже считали оборотнями: во время боя они психологически перерождались в волка.
Этнографические данные говорят о том, что у славян "зверинный культ был теснейшим образом связан с обрядами инициаций, то есть испытаний и тайного посвящения юношей, вступающих во взрослую жизнь. В ходе таинств испытуемый переживал ритуальную смерть, "перерождался" в волка и становился воином - членом мужского союза, после чего он должен был какое-то время жить в дали от поселений родичей "волчьей жизнью", то есть проливая кровь и убивая. Неудивительно, что о наших предках у византийцев сложилось не самое лестное впечатлние: "живут в строптивости, своенравии, безначалии, сплошь и рядом убивая", "перекликаются между собою волчьим воем". А их самым лакомым блюдом были якобы женские груди.
"Превращение" в свирепого волка-оборотня совершалось, когда человек надевал волчью шкуру и особый пояс с магическими узлами-оберегами. Судя по всему чтобы впасть в ритуальное бешенство, воины употребляли галлюциногены — грибы или растения вроде белены. Крайне интересен дшедший до нас рассказ о допросе славян византийским полководцем: "Устроив допрос, Александр допытываться, откуда племя родом. Но варвары, впав в смертное безумие, казалось радовались мукам, как будто тело испытывало страдания от бичей".
Неудивительно, что с зверским духом и такой военной организацией славяне захватили огромные территории, которые потом назовут словом "Русь".
Статьи этого раздела ↑
|
Город, построенный за ночь |
О времени создания грандиозного комплекса каменных сооружений на южном берегу высокогорного озера Титикака в Перу и его строителях до сих пор спорят ученые. По мнению одних, этот разрушенный ныне город, получивший у историков имя Тиауна-ко, а в древности называвшийся Тайпикала — "Камень в Центре", был основан во П тысячелетии до н.э. Другие специалисты утверждают, что поселение и его величественные храмы возникли между II и IX веками н.э. Самое впечатляющее доказательство могущества неизвестной цивилизации, оставившей здесь свои следы, — это, конечно, использованные для
строительства громадные камни, вес некоторых из них составляет от 20 до 70 тонн, а длина 8-11 метров. Как считает исследователь древних культур Клементе Марк-хэм, такие монолиты можно встретить только в сооружениях Древнего Египта. Испанцы, завоевавшие Перу в XVI веке, интересовались "авторством" столь внушительных построек. Однако жившие на этих землях индейцы аймара отвечали односложно: "Все было построено задолго до правления инков... Причем, по словам предков, появилось внезапно, за одну ночь..."
Даже в руинах эти древние сооружения завораживают. Особенно поражают ученых развалины почти квадратного здания, со стенами длиной 130-135 метров. Каменная кладка выложена на удивление тщательно и состоит из очень массивных камней, что позволяет предполагать: постройка должна была выдержать нападение сильного противника. Два каменных изваяния, получивших имена в честь открывших их ученых, — Монолит Бенета и Монолит Понсе Санхинеса, изумляют своими громадными размерами и обобщенно-декоративной манерой исполнения фигуры, лица, прямоугольной головы.
В ансамбль входят здания, условно названные "Дворец саркофагов", "Дворец Кхери-Кама", монумент "Ворота Солнца".
Ворота Солнца
"Ворота Солнца" — монолит размером 3x3,8 метра, в котором прорублен проем. В верхней части ворот расположено орнаментальное украшение с I многочисленными символическими знаками. В центре рельефов выступает окруженное лучами лицо бога солнца или, как полагают некоторые исследователи, высшего божества инков Виракоча. По мнению ряда ученых, этот памятник не просто культовое сооружение, а еще и хранилище знаний, и инструмент по отсчету времени. Во всяком случае, именно древним календарем считает изображение на Воротах Солнца археолог Артур Познанский, боливиец австрийского происхождения, всю жизнь посвятивший изучению Тиаунако.
С этой удивительной постройкой, как, впрочем, и с другими объектами комплекса, связаны изыскания и гипотезы английского полковника Джеймса Черчворда. Он искал по всему свету свидетельства существования континента, на котором находилась протоцивилизация, под названием My, погибшая в результате природной катастрофы в Тихом океане. Полковник изучал древние свитки и рукописи, чудом уцелевшие после массового уничтожения конкистадорами памятников культуры инков. Входящие в ансамбль Ворота Солнца или "большой камень", установленный на берегу озера Титикака, на высоте 13 500 футов над уровнем Тихого океана, представлялись исследователю доказательством того, что жившие здесь в древности народы находились в зависимости от страны My и ее правителей. В своем труде "Древний континент My" (1926) полковник пытается расшифровать знаки на камне и определить время гибели сооружений комплекса. Он пишет: "В то время, когда был построен этот храм, украшенный величественными резными камнями, горы Анды еще не существовали; они еще не поднялись над равнинами западной части Южной Америки. Эта страна, большая часть ее населения и сам храм были уничтожены именно поднявшимися горами, а монолит в результате этого раскололся на две части.
Хотя сакральный алфавит использовался очень долгое время, на камне не высечено ни единой его буквы. Изображение представляет собой самый ранний вид "Ворота Солнца"
Он "читается" так же легко, как и современная печатная книга. Все, что необходимо для чтения,— это понимание значения символов.
Используя символы Прародины и те знаки, которые использовались в ее колониях, я попробую расшифровать это изображение.
Первое, что привлекает внимание при взгляде на рисунок, это стилизованная человеческая фигура; в ее орнаменте широко используются тройные элементы. Тройка — число, связанное с My. Над головой фигуры — султан из трех перьев, под ее ногами — трехступенчатый постамент. На каждой щеке изображены по три точки. Нагрудник, если это можно так назвать, состоит из трех прямоугольников — символов My.
"Скипетр" в левой руке украшен тремя головами попугаев. Форма рта стилизована — это почти прямоугольник. Таким образом, знаки My повторяются девять раз. Голова окружена лучами, разделенными на четыре группы. В результате образуется полный круг лучей, которые являются частью символа, означающего: "My, Империя Солнца". На конце каждого луча "читаем": "Ахау, Царь Царей". Итак, общий смысл: "Империя Солнца правила царями всех четырех стран света".
Головы попугаев на конце скипетра представляют собой символы колоний, тотемы майянской царицы; в сочетании с самим скипетром они указывают на то, что страна майя была подчиненным государством, колонией".
Джеймс Черчворд обращается к так называемому "Троанскому манускрипту", в котором якобы упомянуто о существовании майянской колонии в дельте Нила около 16 тысяч лет назад, что позволяет отнести город Тиаунако к тому же времени. В своих изысканиях полковник предвосхитил деятельность исследователей конца XX столетия, направленную на поиск связи древних цивилизаций с общей космологией, астрономией, математикой. Один из этих исследователей, Грэм Хэн-кок, как и Черчворд, обратился к руинам Тиаунако. Он опроверг мнение современных археологов, датирующих комплекс периодом между 1500 годом до н.э. и 900 годом н.э., "привязав" сооружения к берегам озера, в которых, по данным геологии, оно существует 10 000 лет. Кроме того, историк заметил, что животное, изображенное в полуподземном храме рядом с фигурой Виракочи, очень похоже на токсодона, а этот вид, по утверждению крипто-озологов, вымер в окрестностях Анд еще 12 000 лет назад, также как и хоботное слоноподобное существо, представленное на Воротах Солнца. Наконец, Хэнкок вслед за Артуром Познанским предложил соотнести Ворота Солнца с циклами движения дневного светила. Объясняя свою позицию, Хэнкок утверждает: "Согласно расчетам Познанского, если Тиаунако был ориентирован по положению Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, то первоначальная планировка города была произведена более 17 000 лет назад. Опираясь на новейшие измерения космических спутников, американский палеоастроном Нейл Стид уточнил это число: оно составляет примерно 12 000 лет". Такой вывод позволяет отнестись с большей серьезностью к гипотезам английского полковника, который, как выяснилось, был не столь уж отчаянным фантазером.
И все же XX век не смог раскрыть загадку древних руин,затерянных в перуанских Андах. Ворота со странным 290-дневным календарем. Величественные храмы, созданные неизвестными строителями много тысяч лет назад. Эти каменные тайны на берегах высокогорного озера ждут новых поколений исследователей, которые, возможно, окажутся более удачливыми, нежели наши современники.
Статьи этого раздела ↑
|
Откуда взялось золото у царя Соломона? |
Откуда взялось золото у царя Соломона?
Если верить Библии, а не результатам традиционных методов археологических исследований, то царь Соломон был баснословно богат.
В Третьей книге царств описания различных драгоценных металлов и камней, а также других предметов роскоши и экзотических вещей явно указывают на то, что Соломон их вывозил из дальних стран. На египетском барельефе изображены несметные сокровища, награбленные из храма и дворца Соломона преемником царицы Савской фараоном Тут-мосом III. Значительная часть этих сокровищ, в соответствии ¦ перечнями, приведенными в Третьей книге царств и летописях, была из меди и бронзы. Широкомасштабная добыча меди велась в пустыне Негев, и недавно найденная египетская табличка Тутмоса III подтверждает: разработка этого металла осуществлялась там активно. Тем не менее местоположение мифических копей все еще окутано пеленой тайн и недомолвок. Библия предлагает соблазнительные, но крайне тонкие путеводные нити, называя две местности - Офир и Фарсис. Из Офира шло золото, а Фарсис был связан с отправляющимися за ним кораблями. В той же Третьей книге царств говорится: "... и отправились они в Офир, и взяли оттуда 420 талантов, и привезли царю Соломону". Корабль, привозивший золото из Офира, вновь упоминается в предании о визите царицы Савской в Иерусалим. Якобы он доставил "из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней". Таким образом, библия не дает подсказки, где находился Офир, в ней лишь утверждается, что он существовал. Из Третьей книги царств следует, что Соломон отправлял экспедиции за золотом и драгоценностями в сотрудничестве с финикийцами, искусными мореходами древности, под предводительством Хирама I, царя Тирского. Корабли выходили из порта Ецион-Гавер на Красном море. Там же указывается, что у Соломона был на море "...фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов".
Однако где же был расположен Фарсис? В Книге пророка Иезекииля говорится, что финикийцы вели там торговлю серебром, железом, древесиной и свинцом. Примерно через сто лет после Соломона, когда богатства Израильского царства значительно поубавились, Иосафат, царь Иудейский, предпринял попытку достичь Офира из Ецион-Гавера, но шторм разбил корабли еще в порту.
Библейское упоминание о Фарсисе содержится и в Книге пророка Ионы, который пытался бежать туда. Он заплатил за свой провоз в порту Иоппия, находившемся на Средиземном море, где стоял корабль, отправлявшийся в Фарсис. Итак, возможны такие варианты:
1. Существовало несколько мест под названием Фарсис (оно также может быть переведено как "плавильня"), которые все были связаны с пунктами, откуда Соломон вывозил минералы.
2.Древнееврейский историк Иосиф Флавий в 1 веке н.э. в переводе Ветхого завета отожде
ствляет слово "Фарсис" с названием известного порта римских времен - Тарсис. Его версия плаваний Соломона выглядит следующим образом: "...поскольку у царя было много кораблей в Тарсисском море, он приказал привозить всякого рода товары из самых отдаленных стран". Это может не противоречить первой версии, если предположить, что у Соломона были фарсисские (тарсисские) корабли, для плаваний в Фарсисс (на различные плавильни).
3.Поскольку Соломон был определенно связан в финикийцами, ведущими морскую торговлю,
третья версия, основанная на различных свидетельствах их истории, определяет Фарсис как
Тарсис - древнее царство, находившееся возле Кадиса на территории современной Испании, ярко описанное древними греками как кладезь серебра. Известно, что финикийцы торговали с Испанией, а затем колонизировали ее, поэтому Тартесс вполне мог быть одним из источников полезных ископаемых, доставлявшихся к Соломону.
Тем не менее ни одна из этих гипотез не может быть полностью приемлемой. Тарсис, безусловно, мог служить одним из пунктов отправки руд, добывавшихся на побережье Черного моря. Он также мог поставлять свое серебро. Но как быть с обезьянами, слоновой костью, павлинами и неграми? Сбрасывая со счетов обезьян Гибралтара, можно утверждать, что ни Испания, ни Тарсис не могли быть возможными источниками всего этого товара. А почему кораблям Соломона нужны были целых три года, чтобы совершить плавание до одного из этих мест и обратно? Значение слова "фарсис" не ясно, и если это название места, то, вероятно, оно находилось далеко, и, возможно, речь шла о нескольких местах, а не об одном.
При раскопках в Махд-ад-Дха-баде в Саудовской Аравии обнаружен огромный золотой прииск, действовавший во времена Соломона. Возможно, это был Офир, куда Соломон плавал с царем Хирамом (по Библии же цари сами туда не отправлялись, а посылали своих подданных).
Что же касается экзотических товаров, то Тартесс мог быть отправным пунктом для более длительных и рискованных морских походов вокруг Африки и, предположительно, Америки. Свидетельство древнегреческого историка Геродота о том, что финикийцы, выйдя из Красного моря примерно в 600 году до н.э. в южном направлении, смогли совершить плавание вокруг Африки и назад по Средиземному морю вдоль северных берегов Египта в дельту Нила, не вызывало ни малейшего недоверия у древних историков. Путь финикийцев лежал через Гибралтарский пролив, в непосредственной близости от Тартесса. Подобные путешествия могли предприниматься и во времена Соломона. Корабли брали на борт обезьян, слоновую кость, павлинов и негров вместе с серебром из самого Тартесса, давшего название всем таким плаваниям в целом и типу кораблей,в них участвовавших.
Впрочем, имеется и другая гипотеза, которая может рассматриваться либо вместо предыдущей, либо как дополнение к ней. В наши дни существует больше свидетельств в пользу возможности совершения в тот же самый период путешествий в Новый Свет, чем против нее. Маршрут путешественников мог пролегать и в обратном направлении: из Средиземноморья в Атлантику через Геркулесовы столпы. Множество гипотез выдвигалось относительно местоположения мифических копей царя Соломона Новый взгляд на навигаторские способности древних моряков позволяет с большей вероятностью предположить, что они находились в Центральной или Южной Америке.
Статьи этого раздела ↑
|
Плащаницу лепили на статуе |
Туринская плащаница, одна из главных святынь христианства, в которую был завернут Иисус после распятия, - подделка. Это в очередной раз на примере эксперимента доказывает французский научный журнал "Сьенс э Ви".
Еще в 1988-м радиоуглеродный анализ определил, что плащаница была соткана не раньше 1260 года и, следовательно, является средневековой фальсификацией. Однако споры о подлинности святыни не утихли до сих пор: противники выставили аргумент, что образец был взят не из оригинальной части плащаницы, а из заплаток, которые монахини поставили на нее после средневекового пожара.
В недавнем эксперименте "Сьенс э Ви" был изготовлен барельеф человека, который плотно покрыли куском хлопчатобумажной ткани, а затем нанесли сверху отпечатки оксидом железа, смешанным с желатином (который хорошо был известен в Средние века). Получился "двойник" плащаницы. Изображение оказалось устойчиво к воде и высоким температурам, подобно отпечатку на реликвии. Так отмели сразу несколько возражений, выдвинутых сторонниками подлинности полотна (нет ни следа кисти живописца, изображение трехмерно и не повреждается внешними факторами). "Получить фальшивый покров даже 800 лет назад было гораздо легче, чем сохранить настоящий", - заключили ученые.
Статьи этого раздела ↑
|